Относительно колонизации славянами северных территорий, населенных финно-уграми, то это вопрос отдельный. На самом деле, колонизация началась не в XIV веке, а несколькими столетиями раньше. Те же летописи фиксируют названия финских племен мери, муромы, мещеряков, веси, заволочской чуди, земли которых были заняты славянами, и которые влились в состав русского этноса. Это не было завоеванием в обычном смысле этого слова: русские крестьяне «просачивались» на чужие земли, постепенно росла их численность, а местное финское население перенимало их быт, уклад жизни, веру и со временем ассимилировалось. Движение колонизационных потоков на север в различные периоды истории зависело от разных обстоятельств. Конечно, для русских крестьян оно стало возможным благодаря потеплению климата VIII – XIII веков, названному «малым климатическим оптимумом». В середине XIII века из-за разорения ряда русских княжеств монголо-татарами приток русских крестьян-колонистов на земли финно-угорского севера и северо-востока резко возрос. Способствовало крестьянскому колонизационному движению и политическое усиление Москвы в начале XIV века. В том же XIV веке в колонизационном движении славян главную роль стали играть пустынные монастыри, что дало основание В. О. Ключевскому ввести понятие «монастырской колонизации» севера. Основателем движения пустынников был Сергий Радонежский, из обители которого в XIV – начале XV вв. вышло 27 пустынных монастырей-колоний. Главные направления монастырской колонизации шли от Троицкого Сергиева монастыря по реке Кострома на реку Вычегду, а также по реке Шексна на Белоозеро. Несомненна христианизирующая роль этого движения на язычников-финно-угров, земли которых оно охватило, следует отметить, что вместе с христианизацией происходила и постепенная русификация финно-угорского населения, поскольку, принимая «русскую» веру, финно-угры принимали и русскую православную культуру, а также и язык. Очевидно, что колонизационное движение не могло миновать земли, населенные пермянами–коми, но сценарий колонизации был изменен трудами Стефана Пермского, предложившего свою программу христианизации пермян.Эта программа включала проповедь основ христианской веры на родном пермянам языке, строительство школ, церквей, монастырей. Результатом деятельности Стефана Пермского стала Пермская епархия - первое иноэтничное административно-церковное образование в пределах Московского княжества.