Сибирский зырянин Григорий Распутин
Предками старца были выходцы из коми села Палевицы
автор
Артур АРТЕЕВ
Григорий Распутин – одна из наиболее колоритных личностей в российской истории. В текущем январе исполнится ровно полтора века со дня его рождения. Родился Григорий 9 (21) января 1869 года в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии в семье ямщика Ефима Распутина и жены его Анны (в девичестве Паршуковой). Основали село Покровское крестьяне из северных районов России, в том числе и из наших мест. В частности, предки Распутина были сибирскими зырянами – потомками выходцев из Коми края. И получается так, что обрусевший зырянин Григорий Ефимович – единственный из наших «земляков», кто в массовом сознании стал всемирно известным. Хотя бы по хиту «Rasputin» группы «Boney M», массе кинофильмов, книг, научных исследований и песен.
Сшел в Сибирь
Историкам удалось достоверно установить, что род Григория Распутина идет от его деда – Якова Васильевича Распутина. А предок Якова – Изосим, Федоров сын, – был бобылем (бедным крестьянином) деревни Палевицы на реке Вычегде в Яренском уезде (ныне это Сыктывдинский район Республики Коми). В 1640 году Изосим, следуя «поветрию» того времени, взял и переселился в Сибирь.

Как рассказала «Республике» ведущий научный сотрудник сектора этнологии Института проблем освоения Севера СО РАН (город Тюмень) Нина Лискевич, Зауралье с древних времен было местом переселения коми народа, а с Сибирью имелись широкие торгово-обменные связи, практиковался промысловый отход в низовьях Оби. Хорошее знание земель за Уралом позволяло зырянам быть проводниками в походах русских по освоению Сибири. После включения Сибири в состав России отмечались регулярные переселения коми населения за пределы края, в новые города. Но ранние коми мигранты, такие как предки Григория Распутина, были ассимилированы коренным и русским населением.

– На севере Западной Сибири расселились ижемцы, основным делом которых было оленеводство. Более южные районы Тюменской и Омской областей привлекали коми переселенцев, занимавшихся земледелием, – рассказала историк. – В первой трети – середине XX века численность коми на юге Западной Сибири стала сокращаться. В сельскохозяйственной зоне интенсивность и характер взаимодействия переселенцев-зырян с местным населением, близость культуры ускорили процессы ассимиляции коми русскими.
По документальным источникам XVII-XVIII веков можно проследить, как предки Григория Распутина оказались в Сибири и когда за ними закрепилась эта фамилия. На основании ревизских сказок стало известно, что в деревне Палевицы «двор пуст бобыльской Изосимка Федорова сын, а он сшел в Сибирь и с женою во 7148 году (1639/1640), а детей нет». Тринадцать лет об Изосиме ничего не было известно. Видимо, он скитался по Сибири в поисках лучшей доли и места под солнцем. В 1653 году его имя упоминается среди крестьян Покровской слободы. И было у него тогда уже три сына: Семен, Насон и Евсей. «Изосимко Федоров с детьми с Семейкою с Насонком с Евсейкой в распросе сказал – жил де он Изосимко Еренского присуду в Палевицкой волости за государем в пашенных крестьянах, а с пашни платил де он в государеву казну денежный оброк, а в прошлом де во 7161 году (1652/1653) пришел он Изосимко с женою и с детьми из Палевицкой волости в Сибирь в архиепископию в Покровскую слободу и стал в пашню» – так свидетельствуют документы той эпохи.

Сыновья прадеда Григория в пятом колене Насона Изосимовича – Яков и Филипп – упоминались в источниках уже под фамилией Распутины (Роспутины). «Двор, а в нем живет крестьянин Филипп Насонов сын Роспутин, сказал себе от роду 30 лет, у него жена Парасковья 28 лет, дети у него сыновья Митрофан 7 лет, Федосей 6 лет». Скорее всего, у Насона было прозвище Распута, которое стало впоследствии фамилией. Давали эти прозвища в Сибири не тем, кто распутничал, а тем, кто жил на распутье либо ямщичил на тракте. По дворовой переписи 1858 года в Покровском значилось более тридцати крестьян Распутиных, в том числе и Ефим, отец Григория.

Стоит напомнить, что среди землепроходцев Сибири было много выходцев из Коми края. Открытие рек Алазеи и Колымы совершили отряды коми землепроходцев и мореходов Дмитрия Зыряна и Федора Чукичева. Но в Сибири зыряне ассимилировались, поэтому русских с зырянскими фамилиями можно встретить во всей Сибири.
Палевицы без Распутиных
Палевицы – это одно из старинных и крупных сел на Средней Вычегде, и впервые оно было упомянуто в 1586 году. Тогда в деревне Палевицы насчитывалось десять жилых и два пустых двора (обитатели одного ушли из деревни «безвестно», другого – обнищали и жили в чужих дворах). В 1608 году – двенадцать дворов, два из которых запустели во время голода 1602 года. Тогда, спасаясь от голода, жители села начали переселяться в Сибирь.

В 1917 году волость имела в своем составе пятнадцать деревень, которые располагались на протяжении шестидесяти километров. В волости было три церкви и четырнадцать часовен. В центре села находилась церковно-приходская школа, а в деревнях Гавриловка, Сотчем – двухклассные приходские школы. Людей привлекали в эти края огромные нетронутые леса, богатые дичью, грибами, ягодами; реки и озера, заливные луга и пастбища. В 1930 году в Палевицах имелись больница, начальная школа, школа колхозной молодежи, изба-читальня, агропункт, ветпункт, камера нарсуда, участок милиции, пароходная стоянка, потребительское общество, кредитное товарищество, молочная артель, сельхозартель «Ударник» и даже лавка Госспирта.
Здесь родились народная артистка СССР Глафира Сидорова и ее однофамилец – выдающийся коми лингвист, археолог, этнограф, доктор филологических наук Алексей Сидоров. Родился и вырос писатель и журналист Иван Белых.

Фамилия Распутин сейчас в Палевицах не встречается, хотя носители этой фамилии живут неподалеку – в Часово. Впрочем, предки сибирского старца покинули Коми край в XVII веке еще бесфамильными. Вполне вероятно, что в районе живут очень дальние родственники сибирских Распутиных.

Как-то лет десять назад с Иваном Белых (писатель умер осенью 2014 года) мы побывали в школьном музее в Палевицах. Его заведующая Манефа Туркина много лет работала учителем-историком, но на уроках не упоминала, что из их родного села были предки Григория Распутина. Хотя про самого старца она рассказывала, когда проходили историю России начала прошлого века. О зырянских корнях Распутина Манефа Туркина узнала в одном из исторических романов Валентина Пикуля. В школьном музее разве что старинная, с царским гербом бутылка из-под водки может служить косвенным «напоминанием» о Распутине и его эпохе. А ведь детям было бы интересно узнать о том, кто пусть и отдаленно, но является их земляком. Можно было бы сделать музей Григория Распутина и приглашать туристов. Например, в селе Покровское (ныне это Ярковский район Тюменской области) действует частный музей Распутина.
Житие и смерть старца
Для тех, кто подзабыл историю государства Российского, напомним, кто же такой Григорий Распутин. Григорий Ефимович Распутин родился в начале 1869 года. Хотя, по мнению биографов, он был склонен преувеличивать свой истинный возраст, чтобы более соответствовать образу старца. Писатель Эдвард Радзинский считает, что он не мог родиться ранее 10 января 1869 года, так как это день святого Григория, поэтому ребенка так и назвали во время крещения. Распутин был зверски убит в конце 1916 года. Заговорщики пытались его отравить, застрелить и в конце концов утопили в Неве. И было ему примерно 48 лет.

Известность он приобрел благодаря своей близости к семье последнего российского императора Николая II. О жизни старца есть книги, описывающие ее с хронологической точностью, его смерть расписана по минутам. Распутин был единственным ребенком в семье, имел с детства слабое здоровье. Рос, как и все крестьянские дети. Стал рано работать, ходил в обозах, ямщичил, пахал и ловил рыбу. В юности курил, пил, сквернословил и проказничал. Но после 1900 года в его душе произошел перелом: бросил пить, курить и есть мясо. Покинул хозяйство и ушел из дома. Много странствовал пешком по России. Посещал Тобольский, Абалакский, Тюменский, Верхотурский монастыри. Бывал в Иерусалиме, на Афоне, в Киеве, на Белых горах, в Москве. После паломничества обратился к религии, встречался со многими представителями духовенства, монахами, странниками. Читал ежедневно Евангелие и три года носил вериги. Во время посещения Киева местные монахи исцелили его от болезненных напастей.

В 1890 году Григорий женился на Прасковье Дубровиной, которая была старше его на три года. Она родила ему троих детей: Матрену, Варвару и Димитрия. Сын Димитрий в 1930 году был выслан в Салехард, где и умер, не оставив после себя потомства. Дочь Матрена после революции эмигрировала с мужем-офицером в Париж. В 1924 году муж умер, она осталась одна с двумя дочерями. Чтобы их прокормить, выступала в кабаре. А потом переехала в Америку, работала в цирке укротительницей тигров. Младшая дочь Варвара никуда не уезжала и уже при советской власти работала в управлении юстиции стенографисткой.

В 1904 году Распутин переехал в Петербург, где приобрел у части великосветского общества славу старца, юродивого и божьего человека. Прошло несколько лет, прежде чем он начал выделяться среди толпы прочих «божьих людей» и его заметили при дворе. Дата первой личной встречи с императором известна – 1 ноября 1905 года. Николай II тогда записал в своем дневнике: «…Познакомились с человеком Божиим – Григорием из Тобольской губернии». По мнению некоторых современников, Григорий Ефимович играл значительную роль в принятии кадровых и политических решений императора. В 1914 году он выступил против войны, а также боролся за одинаковые права абсолютно для всех, в том числе и евреев, поддерживал бедных и осуждал смертную казнь. Был у Распутина поразительный дар провидения, поэтому он не только предсказал свою собственную смерть, но также и погибель царской семьи и много других событий.
Значительное влияние старца на царскую семью определялось тяжелой болезнью престолонаследника Алексея, здоровье которого поддерживал Распутин. «Наследник будет жив, покуда жив я», – утверждал Григорий Ефимович.

Убили Распутина в ночь на 17 декабря 1916 года. Похоронили его в Александровском парке Царского Села. До Февральской революции 1917 года даже предпринимались попытки канонизировать Григория Распутина. Но после революции по приказу Александра Керенского тело его было выкопано и сожжено. На месте сожжения начертаны на березе две надписи: «Hier ist der Hund begraben» («Здесь погребена собака») и «Тут сожжен труп Распутина Григория в ночь с 10 на 11 марта 1917 года».

В 1978 году группа «Boney M» выпустила альбом «Night flight to Venus», одним из хитов которого была песня «Rasputin». Текст песни содержит западные штампы о России: «русская бешеная секс-машина», «любовник русской царицы». Во время гастролей «Boney M» в СССР эта песня по настоянию советской стороны не исполнялась. Смерть одного из участников группы – Бобби Фаррелла наступила в Санкт-Петербурге ровно в 94-ю годовщину ночи убийства Григория Распутина.

Рассказывая о способностях Распутина, уместно вспомнить, что коми народ может поспорить за звание самой «колдовской нации». «У нас без колдовства жить нельзя…» – писал еще Каллистрат Жаков. Издавна значительную роль в жизни коми играли избранные люди, способные устанавливать контакты со сверхъестественным миром. Называли их тунами, колдунами, или еретниками. Разумеется, Григорий Распутин не знал ни коми языка, ни коми колдовских традиций. Да и про Палевицы он вряд ли что-либо слышал от своих дедов. Но он мог сохранить и разбудить в себе дремавшую способность к целительству и предсказанию.

АВТОР
Артур Артеев
Источник публикации
газета Республика. – 2019. – 17 янв.
ПУБЛИКАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ
Библиографический отдел
Центральной городской библиотеки
г. Сыктывкара
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website