В книгах и статьях, посвященных осмыслению художественного творчества, В. Кандинский сравнивал холст, натянутый на раму, с шаманским бубном, а удары кисти по нему – с ударами колотушки в бубен. Это сравнение не только художественный образ. Еще студентом университета участвуя в журфиксах этнографов, будущий художник и его друзья внесли свою лепту в изучение шаманизма у разных народов, а некоторые из них, как, например, Н. Харузин, написали об этом статьи. Процесс камлания и сам инструмент, испещренный знаками-криптограммами, на протяжении многих лет вызывали повышенный интерес у Кандинского. Он специально срисовывал и изучал бубны северных шаманов, хранящиеся в собраниях разных музеев. Под впечатлением от них в 1910-1911 годах Кандинский создал целую серию так называемых овальных картин, главным действующим «лицом» которых стал шаманский бубен.
В творчестве Кандинского немало места занимают и знаки – пасы, увиденные им как на шаманских бубнах, так и на других предметах северных народов. Познания об этих владельческих пометах первоначально Кандинский тоже получил на заседаниях Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Родовые знаки разных народов – тамги, пятна, меты, клейма, тавры, знамена в свое время подробно описал в одном из своих этнографических очерков М. Харузин. В приложении к своей статье он привел множество рисунков, на которых были изображены такие знаки собственности. Между прочим, их сбор в конце XIX века был сопряжен с немалыми трудностями, крестьяне отказывались демонстрировать перед чужаками родовые знаки. Тем не менее их коллекцию московскому исследователю все-таки удалось собрать.
В. Кандинский с юности интересовался и глубинными истоками, свойствами шаманизма. Например, тем, как с помощью бубна и заклинаний шаман входит в транс и что он ощущает, будучи в экстазе. И будущий художник, и его друзья-этнографы были хорошо знакомы с исследованием финского лингвиста и этнографа М. Кастрена, вышедшим в 1850 году на французском языке, в котором он приводил данные о галлюциногенных грибах, которые перед камланием употребляли шаманы. Позже на картине художника Кандинского «Последняя акварель» эти грибы предстают в своеобразном танце. По замечанию М. Керимовой, «воспоминания о студенческой Вологодской экспедиции преследовали Кандинского до конца жизни. Образы грибов в его картинах связаны с тайной инициации, шаманского путешествия, исцеления».