Колдовские состязания
коми охотников
Колдун в коми народном сознании не всегда являлся носителем отрицательной и губительной силы. Наоборот очень часто колдовские знания использовались как оборонительная сила, против других злоумышляющих колдунов.
Слова «тун», «тӧдысь», которые часто переводят как «колдун», не несут в себе явной отрицательной нагрузки, и скорее переводятся, как «волшебник».
Примечательно, что у коми был обычай приглашения на свадьбу наиболее известных знахарей для охранения брачующихся от порчи (кӧлысь-видзись, вежливец). В таких случаях дело колдовской защиты передавалось в надежные руки «специалиста» и потому в отношении обрядов можно было уже не беспокоиться, лишь бы только не обидеть приглашенного колдуна.
Большую роль подобная охранительная магия играла в промысловой охоте, когда охотники отправлялись на зимний охотничьих промысел артелями. Артель обязательно возглавлялась колдуном-«хозяином».

«Хозяин» не пользовался никакими привилегиями. Он охотился также, как и другие артельщики. В некоторых определенных местах охотничьего путика ему полагалось готовить квас (ырӧш) для всей артели. Главная же его роль была – охранять артель от колдовских чар со стороны могущих встретиться недоброжелателей, и следить за исполнением всех предписаний охотничьей морали.
Коми охотники. Художник С. А. Добряков
На охотничьем промысле крайне важно психологическое состояние охотника, очень часто оно отражается на количестве добычи. Неудачи в охоте охотники-промысловики списывали на влияние колдовских чар: на порчу самого себя, своего ружья, своей собаки, своих угодий, наконец призванием напускных оборотней-зверей: белок, оленей и т. п. Поэтому роль колдуна-«хозяина» артели представлялась очень значимой.

Если у артельщиков была крепкая вера в могущество своего предводителя, то психологическое состояние охотников оставалось стабильным, что самым благоприятным образом сказывалось на результатах охотничьего промысла.
Пера. Художник А. В. Мошев
Иногда во время охотничьего промысла между охотничьими артелями возникали конфликты, которые выливались в состязания в силе и умении колдунов, главарей двух артелей. Эти состязания назывались – «этшасьӧм». Каждый из колдунов пускал в ход все свои силы и способности, чтобы сбить «с толку» своего противника-колдуна и его артель. Все эти старания обычно принимали форму: порчи ружья, собаки, потери способности самого охотника в ориентировке в лесу, в напущении искусственных подменных зверей, нагих белок (пасьтӧм-ур) и в том, что называют «син-пӧртмалӧм» – «превращение», т. е. обычное внушение. Одним словом, все было направлено на то, чтобы так или иначе помешать успеху охоты противника.
Иногда бывало так, что колдун-«хозяин» решал, что он встречает случаи порчи, в которых он сам не может разобраться, или же констатирует симптомы такой грозной колдовской силы, которой он не имеет способностей противостоять. И тогда он бывал вынужденным признать свое поражение. В то же время и вся артель, тоже считывала на охотничьем путике определенные знаки, которые могли говорить о порче и чутко улавливала психологическое состояние своего вожака. В конце концов эта напряженная атмосфера борьбы заканчивалась тем, что вся артель начинала чувствовать горечь поражения, результаты охоты не радовали артельщиков, в то же время как участники «враждебной» артели ощущали себя победителями, находящимися под надежной охраной могучего колдуна-«хозяина». Таким образом дело кончалось полным «поражением» одной из сторон.
Пера-охотник. Художник А. В. Мошев
Характерно, что весь этот цикл наряженной психологической борьбы обычно происходил без всякого реального столкновения враждующих сторон друг с другом: участники двух артелей могли так ни разу и не встретиться в лесу.

Тем не менее ход борьбы считывался по звукам и совершенно недоступным для постороннего человека мелким признакам, по которым охотники определяли настроение противоборствующей артели, её удачу или неудачу в охоте, силу своего и враждебного колдуна, и в результате всего этого у них появлялось стойкое убеждение в том или ином исходе битвы «магов».
Побежденным оставалось идти к победителю просить прощения и освобождения от колдовских чар или же вовсе бросить промысел и возвратиться домой, чтобы там совершить все обряды очищения и освободиться от этих чар с помощью какого-нибудь более сильного колдуна.

Таким образом, любой из колдунов-охотников, всегда держал в уме, что может повстречаться в лесу с более сильным противником, и тогда все его злонамерения и порчи могут быть перенаправлены на него самого. Все это заставляло охотников соблюдать своеобразный охотничий этикет. В среде охотников бытовало устойчивое мнение, что жадность и недоброжелательность по отношению к друг другу обязательно наказываются лишением охотничьей удачи, а для охотника-промысловика — это самое страшное, что могло случиться.
Охотник. Художник Добряков С. А.

Особенностью промыслового костюма охотника был так называемый «лузан» - короткая накидка из прямоугольного куска ткани (холст, сукно) с отверстием для головы. Под полотнищем лузана с обеих сторон были пришивные карманы для размещения промысловых припасов и добычи. Карманы выдерживали до 30 кг груза. Лузан подпоясывался кожаным ремнём (тасма). Лыжи охотников изготавливались из ели или берёзы и обшивались оленьими или лосиными камусами. Специальных лыжных палок не существовало, его заменял охотничий посох койбедь.

Потеря дороги
Потеря способности ориентироваться в лесу – у охотника «крадется» его дорога, в результате он, начинает плутать или непроизвольно выходит в одно и то же место. Освободиться от порчи можно было, вычислив человека или артель, наславшие порчу, тогда, если вынудить кто-то из них угостить испорченного, все равно чем, то порча вернется к ним. Если испорченного охотника угостит сторонний человек, то ничего не изменится.
***
Описан случай, когда состязание двух артелей закончилось победой одной из них, и вторая вынуждена была полностью прекратить охоту. На обратном пути охотники снова повстречались в лесу, и победившая артель не смогла с добычей вернуться домой, поскольку у них была украдена дорога. В результате колдуну-«хозяину» пришлось идти на поклон в противоборствующую артель и отдать всю добычу за возвращение возможности ориентироваться в лесу.
Порча ружья
Может быть испорчено ружье. Неисправность ружья выражалась в том, что замок и пистон без всякой видимой причины начинали сыреть и ружье давало осечки. Для исправления этой порчи существовало множество обрядов, которые разнились в зависимости от местности.
Порча собаки
Считалось, что испортить можно было только кобеля, потому что противоположный пол «очищался» сам собою. Признаки порчи принимали вид болезни, снять порчу пытались с помощью различных магических ритуалов.
Публикация подготовлена по материалам книги:
Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми : материалы по психологии колдовства. — Санкт-Петербург : Алетейя, 1997. — 269 с.
ПУБЛИКАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ
Библиографический отдел
Центральной городской библиотеки
г. Сыктывкара
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website