Лесные жёны
коми охотников
Лесные жёны — это лесные духи.
Считалось, что если вдруг охотник затоскует по дому и жене в лесу на охотничьем промысле, то к нему может явиться оборотень в обличии супруги.
Так в быличке рассказывается, что однажды охотник затосковал по жене в лесной избушке. И тут вдруг к нему пришла его суженая и осталась с ним жить. Когда же охотничий сезон остался позади, охотник стал собираться к себе в село, от которого его отделяла река. Охотник повёл жену к речке, но оборотень не мог перейти водную преграду. В другой быличке охотник на судне повёз свою жену по реке, но по мере хода барки стала видна церковь, напротив которой оборотень бросился в воду и исчез. В другой версии поддельная жена растворилась в воздухе при звуке перезвона церковных колоколов. Таким образом лесные жёны охотников в мифологии коми, не могли пойти со своим мужем в мир людей, они могли жить только в мире леса, Пармы.
В балладах коми сохранился образ оборотня Горностай-девицы, чудесной невесты: схожий образ известен в средневековом венгерском предании о князе Гейзе, правнуке основателя венгерской династии Арпада, который взял в жены девушку по имени Сарольта — «Белый горностай».
Подобные мифы существуют в разных странах, например, на Русском Севере похожие истории рассказывают о боровухах (лешачихах), в фольклоре Японии похожими свойствами наделены лисы-оборотни — Кицунэ.
Эти сюжеты безусловно являются отражением более древних, языческих представлений о мироустройстве. Как считает кандидат филологических наук, главный редактор журнала «Арт» Павел Лимеров, весь мир древних коми представляет собой единый богочеловеческий коллектив, в котором отношения между богами и людьми строятся по принципу родства: небесные боги-родители, их дети и внуки родоначальники человеческих коллективов, которые относятся к людям как к своим внукам. Подобные отношения мы можем и сегодня наблюдать в мифологии обских угров. В Средневековье же это была наиболее характерная черта мировоззрения финно-угров, ее отголоски все еще слышатся в современном культе предков (родителей). В древнепермской пластике встречаются изображения так называемой семьи: мужчина и женщина с ребенком посредине стоят на ящере. Вряд ли средневековый художник снизошел бы до изображения человеческой пары, это изображение божественной семьи первопредков в их вселенской значимости.

В рамках вселенской семьи божественная пара не просто является воплощением символики мужского и женского начал, а приобретает значение всемирного Отцовства и Материнства.

Принцип Небесного Отцовства не имел особых религиозных культов из-за известной в мифологии отстраненности Небесного бога от земных дел, поэтому по мужской линии объектом почитания были деятельные воинско-охотничьи качества его сыновей. В то время как, Великая Мать богов, покровительствует рождению всей живой твари, в том числе и человеческой, по-другому и быть не может: и природный, и человеческий миры берут начало в ее небесно-хтонической утробе. Иными словами, животные, птицы, растения и люди связаны друг с другом узами родства. Естественно, что в такой мифологической системе охота не может быть просто добыванием пищи, это всегда ритуал, теургический акт, целью которого является освобождение души убитого животного и отправление ее в лоно Богини-Матери для последующего возрождения. Возможно, что в некоем архетипическом варианте ритуала охотник был одновременно шаманом, достигающим неведомых и незримых чертогов Богини-Матери, чтобы испросить разрешения на охотничий промысел.
Не исключено также, что охотник-шаман для этого вступал в священный брак с Богиней-Матерью или с кем-либо из женских лесных духов.
Богини. (Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)
Эротические мотивы в поздних мифологических текстах, связанных с лесной темой, – явление нередкое. Это и былички о встречах охотников с лесными духами в обликах девушек или женщин, это и разножанровые тексты о брачных отношениях женщин с лесными духами в мужском облике и медведями, что, в общем, тоже может быть ипостасью лесного духа. Следствия от таких связей имеют трактовку в зависимости от жанровой принадлежности текста: если в быличках рожденный в результате такой связи ребенок – уродец, то в преданиях, сохранивших более древние мотивы, чаще всего он становится героем. Так, коми-пермяцкий герой Кудым Ош был рожден от брака его матери с медведем, богатырь Пера по одной версии был сыном медведя, по другой – в изначальные времена его родила Парма (Лес). В этом же предании Пера женится на дочери солнца и становится родоначальником-первопредком коми, поэтому сам образ Пармы – матери героя и женского воплощения Леса можно без особых натяжек соотнести с образом Богини-Матери. Между тем идея воплощения в Лесе женского божественного существа угадывается в ритуальных вербальных формулах при входе в лес: «Если идешь в лес, надо попросить разрешения у Леса-воды (коми: Вӧр-ва), попросить матушку Лес-воду, чтобы тебя приняла в лесу». В современном коми языке слово «вӧр-ва» воспринимается как неологизм и имеет значение «природа», однако у этого слова есть и более архаический смысл, сохранившийся в фольклорных текстах.
"Зарань. Дочь Солнца". Художник А. В. Мошев
Печатается в сокращении.

Полностью читайте в источнике:
Лимеров П. Ф. Образ Богини-Матери в мифологии коми : к проблеме реконструкции // Проблемы духовной культуры народов Европейского Севера и Сибири : сб. ст. памяти Юго Юльевича Сурхаско. – Петрозаводск, 2009. – С. 184-200.
ПУБЛИКАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ
Библиографический отдел
Центральной городской библиотеки
г. Сыктывкара
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website