Старообрядческое течение в России возникло в результате раскола русской православной церкви в 1653-1656 годах. Основой раскола стала реформа патриарха Никона, предпринявшего исправление святоотеческих книг и церковных обрядов в соответствии с западной традицией. По сведениям историков, подавляющая часть россиян всех сословий, начиная с бояр и заканчивая крестьянами, воспротивилась нововведениям, осуществленным духовной верхушкой. Особое неприятие верующих вызвали привнесение партесного пения вместо знаменных распевов в храмах, отход от древнерусских иконописных традиций, троеперстное знамение вместо двуперстия, поясные поклоны, которыми заменили земные… Религиозный протест перерос в социальный, ознаменовался преследованиями и казнями, растянулся на столетия.
Одним из его последствий стал великий исход: сотни тысяч приверженцев древлего благочестия – русских людей из центра страны – покинули насиженные места, направляясь в глухие окраины, строя скиты и хутора на Севере, в Поморье, Сибири. Самые же отчаянные махнули еще дальше – на берега Балтики, в Австралию, Южную Америку…
С XVIII века одним из центров староверия стал Коми край. Стоит отметить, что старообрядчество изначально было, если так можно выразиться, русской национальной религией, его носителями и проповедниками были исключительно русские люди. Но это правило на нашей территории обернулось исключением. Вслед за жителями Усть-Цилемской и соседних с ней волостей, населенных потомками новгородцев, ярыми сторонниками и ревнителями древлего благочестия, стали «инородцы» – зыряне. В прилузских селах, на Вычегде, Печоре, Удоре тысячи коми крестьян соблюдали древние обряды, молились по старым правилам, переписывали пришедшие в ветхость старопечатные книги. А одновременно приобщались к знаниям, создавая свод уникального рукописного наследия.
И русские, и коми одинаково испытывали гнет всевозможных лишений, притеснений, которым, казалось, нет конца… Но с преследованиями староверы за столетия свыклись, к тому же пострадать за веру по их представлениям считалось искуплением грехов, а значит, делом праведным, достойным. Гораздо труднее им, простым крестьянам, было разобраться с богослужебным уставом, придерживаться правильных канонов. Ведь единого старообрядческого центра в России длительное время не существовало, староверы были рассеяны на огромных расстояниях, зачастую ничего не зная друг о друге, ни с кем не могли посоветоваться, обсудить насущные проблемы.
Результатом такого информационного вакуума стало появление множества старообрядческих групп, толков, согласий. На одной только Удоре, на отрезке реки Вашки в 30 верст между селами Важгорт и Муфтюга, в XIX веке существовало шесть таких толков, приверженцы которых по-своему трактовали те или иные богослужебные каноны. Самыми же непримиримыми, радикальными среди них были представители так называемого страннического согласия, или, как называли их в наших краях, скрытники. Идейным вдохновителем этого крыла старообрядчества в конце XVIII века в России стал беглый солдат, чье учение за полтора века проникло во многие уголки страны, а его последователи создали сильную организацию с жесткой иерархией. Всю Россию они разделили на пять округов (или стран), одному из которых – Каргопольскому, находившемуся в Олонецкой губернии, подчинялись скрытники и из Коми края.